Об учреждении История учреждения Структура Руководство Контакты Реквизиты Учредительные документы Услуги Порядок оказания услуг Государственная экспертиза РАСЧЁТ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РОСТА СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Негосударственная экспертиза Государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения Информационно-справочные материалы Новости Новости Новости отрасли Информация Основные показатели работы Свидетельство об аккредитации Эксперты Перечень товаров, работ услуг, закупки которых осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства Информация об услуге в электронной форме Часто задаваемые вопросы при получении услуг в электронной форме Документы Фотографии объектов
Новости отрасли

Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территории нуждается в совершенствовании

Такое заявление сделал в рамках XXIII Международного Форума «Технологии безопасности», прошедшего в Крокус Конгресс Холле в Москве, заместитель начальника Главгосэкспертизы России Владимир Вернигор, который рассказал об особенностях обеспечения комплексной безопасности опасных производственных объектов. Начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин посвятил свое выступление вопросам совершенствования подходов в области противопожарной защиты объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса.

Одна из наиболее актуальных задач, как показала практика проведения государственной экспертизы проектов строительства и реконструкции опасных производственных объектов, — это обеспечение соблюдения охранных зон, зон санитарной охраны, а также санитарно-защитных зон, протянувшихся от границ особо опасных объектов до расположенных в непосредственной близости территорий городов и иных поселений, уверен заместитель начальника Главгосэкспертизы России Владимир Вернигор.

По его мнению, это связано, прежде всего, с недостаточным правовым регулированием зон с особыми условиями использования территории, которые, как и режим хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах, являются ограничениями прав на землю. Установленной охранная зона считается с момента внесения сведений о ее границах в документы государственного кадастрового учета, при этом сведения об изменении статуса зон вносятся в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия только на основании соответствующих актов органов государственной власти, либо органов местного самоуправления. Границы зон с особыми условиями, в отношении которых не определен порядок направления необходимых документов, не подлежат внесению в ЕГРН.

Например, в Правилах охраны линий и сооружений связи Российской Федерации отсутствуют положения, устанавливающие требования по принятию соответствующих актов об установлении, изменении или о прекращении существования ЗОУИТ, не прописано требование по направлению в орган регистрации прав сведений об их установлении, не определены субъекты, ответственные за подготовку и направление в орган регистрации прав соответствующих данных», — заметил Владимир Вернигор. Кроме того, в ряде отраслевых законодательных актов в принципе не предусмотрена необходимость направления сведений о границах ЗОУИТ для внесения в ЕГРН, связь красных линий и границ зон с особыми условиями использования территорий согласно некоторым нормам является условной, а исчерпывающие сведения о расположении красных линий и границ ЗОУИТ в схемах территориального планирования, правил землепользования и застройки, как правило, вообще отсутствуют. В итоге все эти факторы приводят к нарушениям при планировании мест размещения объектов капитального строительства и снижению уровня их безопасности.

«Необходимо четкое регулирование всех технических вопросов, связанных с установлением красных линий, их отражением в соответствующей документации, выносом на местность и действиями уполномоченных лиц при отсутствии сведений о координатах характерных точках», — считает Владимир Вернигор. Для предупреждения застройки территорий, прилегающих к опасным производственным объектам, убежден замначальника Главгосэкспертизы России, необходимо доработать законодательные и нормативно-правовые акты в части внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории в документы государственного кадастрового учета и обозначения их на местности опознавательными знаками. Не менее действенным окажется изменение концептуального подхода к установлению красных линий, когда они становятся границей всех установленных ограничений и зон с особыми условиями использования территории.

Начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России Александр Красавин обсудил с участниками форума «Технологии безопасности-2018» направления совершенствования противопожарной защиты объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса на стадии проектирования и экспертизы. Недостаточное внимание, уделенное вопросам пожарной и промышленной безопасности, с точки зрения начальника Управления Главгосэкспертизы России, приводит к тому, что в экспертные организации нередко представляются проекты с изначально заложенными серьезными ошибками, избыточными или нерациональными мероприятиями.

Работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности объектов капстроительства, начинается задолго до начала их эксплуатации, подчеркнул Александр Красавин, а стадии проектирования и экспертизы становятся важнейшими этапами формирования эффективной и оптимальной системы обеспечения пожарной безопасности объектов. Такая работа должна вестись на самых ранних этапах проектирования, что позволит не только предусмотреть максимально эффективный набор решений и средств обеспечения пожарной безопасности объектов, но и обеспечить существенную оптимизацию затрат. «Мнимая же экономия на специалистах в области промышленной и пожарной безопасности, к которой нередко прибегают заказчики или проектировщики на ранних стадиях создания объекта, очень часто приводит к серьезным проблемам и затратам», — предупредил Александр Красавин.

По мнению спикера, стоит обратить внимание на то, что удовлетворенность профессионального сообщества работой экспертов, осуществляющих проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, очень сильно зависит от состояния нормативной базы. При этом современное положение с регулированием в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе объектов нефтегазового и топливно-энергетического комплекса, достаточно непростое: не решена проблема двух действующих технических регламентов, регулирующих вопросы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.. «Все это не способствует ни единому пониманию правил применения требований нормативных документов, ни консолидации сообщества специалистов по вопросам пожарной безопасности», — отметил Александр Красавин.

Еще одной проблемой, на которую указал представитель Главгосэкспертизы, является то, что разработкой каждого нормативного документа зачастую занимается только одна организация, тогда как раньше в процессе принимало участие большое количество ведущих отраслевых специализированных институтов и организаций.

Помимо перечисленных противоречий в отрасли есть и другие вопросы, которые требуют своего обсуждения и решения. «Поэтому особую значимость в этой связи приобретает недавно утвержденная приказом Минэнерго и Росстандарта программа стандартизации в нефтегазовом комплексе. Было бы целесообразно привлечь к разработке соответствующих стандартов широкий круг заинтересованных организаций и специалистов. Стандарты, разработанные в порядке межведомственного взаимодействия, как показывает опыт прошлых лет, в большей степени будут способствовать достижению целей Программы стандартизации нефтегазового комплекса», — подвел итог начальник Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России.

Перейти к верхней панели