Об учреждении История учреждения Структура Руководство Контакты Реквизиты Учредительные документы Услуги Порядок оказания услуг Государственная экспертиза Негосударственная экспертиза Государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения Информационно-справочные материалы Новости Новости Новости отрасли Информация Основные показатели работы Свидетельство об аккредитации Эксперты Информация об услуге в электронной форме Часто задаваемые вопросы при получении услуг в электронной форме Документы Фотографии объектов
Новости отрасли

Единороги, I-сеть и валенки: арт-объекты российских регионов

В последнее время из-за пандемии и закрытия границ россияне гораздо лучше узнали собственную страну, став приверженцами внутреннего туризма. Пресс-служба Главгосэкспертизы России выбрала несколько необычных арт-объектов в российских городах, которые вполне могут послужить поводом для путешествия к ним.

 

Связанные одной сетью

Прямо во время пандемии удивительный арт-объект появился в парке Краснодара, известном также как парк Галицкого (кстати, в 2019-м это место получило премию International Large Urban Parks Award в номинации Eurasian Park Awards). Новая достопримечательность представляет собой барельеф, выполненный из пластиковой сетки, длиной 130 м и высотой 2,5 м: его создали художники краснодарской арт-группы Recycle. Ребята — лауреаты российской Премии Кандинского в области современного искусства, и три последних года входят в первую десятку рейтинга ТОП 100 молодых художников России в 2017 году.

Композиция «Искусственная среда» изображает людей в тогах, передающих собранные знания серверу по проводам, которые буквально тащат на себе. А сервер поглощает своих создателей и делает их частью цифрового мира. В темноте пластиковая сетка масштабного барельефа образует завораживающие тени.

Говоря об арт-объектах, посвященных компьютерной эре, можно также вспомнить памятник клавиатуре, созданный в 2005 году по проекту Анатолия Вяткина в рамках фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга». Он стал первой в истории города ландшафтной скульптурой. Арт-объект расположен на набережной реки Исеть. По своей форме клавиатура напоминает японский сад камней, созерцание которого должно наполнять душу покоем. Однако памятник выполняет и функциональную роль: размеры бетонных клавиш – 36 на 36 см — позволяют на них сидеть, а также перепрыгивать с одной буквы на другую. Клавиатура прекрасно вписалась в ландшафт набережной, а расположенный рядом дом купца Чувильдина местные жители стали называть «системным блоком», сама же река Исеть теперь в шутку обозначается как «I-сеть».

Кстати, одним из первых еще во время монтажа приехал посмотреть на екатеринбургский монумент автор самого известного языка программирования – Паскаль — швейцарский ученый Никлаус Вирт.

 

С причала рыбачил апостол Андрей

Скульптуру «Рыбаки», выполненную из металлических трубок, в 1991 году подарил Петрозаводску в знак дружбы американский город Дулут. Эта инсталляция стала первым экспонатом в музее под открытым небом на Онежской набережной и одной из визитных карточек столицы Карелии.

Герои композиции, двое рыбаков, закидывают невод в воды Онежского озера. Не отошедшие от влияния советского реализма современники называли их «терминаторами» и «жертвами перестройки». Между тем, по замыслу создателя арт-объекта Рафаэля Консуэгра рыбаки — это апостолы Петр и Андрей, которые «раскидывают» над миром христианское учение.

На Лоцманском бульваре в Рыбинске можно увидеть похожую скульптуру, которая, впрочем, не несет сакрального смысла. Динамичный арт-объект в форме металлической спирали под названием «Трал» был создан в 2010 году художником Алексеем Воробьевым. Соответствуя своему названию, он изображает трал — огромную сеть для промышленного лова рыбы – а также сам улов, механические футуристические рыбешки. На вершине монумента парит кованый кораблик. Высота объекта составляет 4,5 м, диаметр основания — 1,5 м.

Само собой, композиция символизирует увековеченный в истории бренд «Рыбинск — рыбный город». Кстати, впервые Рыбная слобода упоминается еще в 1504 году в духовной грамоте Ивана III.

 

В мире животных

Нередко российские города украшают монументы в виде животных, запечатленных в местной геральдической символике, или же традиционный российский персонаж – медведь. На гербе Магаданской области изображен золотой олень, но одна из главных достопримечательностей региона, тем не менее, — монумент «императорскому» или «колумбийскому» мамонту, открытый в Магадане в 2013 году к шестидесятилетнему юбилею области. Автор арт-объекта — местный скульптор Юрий Руденко.

Фигура зверя, обитавшего миллионы лет назад на этих северных землях, выполнена в натуральном размере — в высоту скульптура достигает 6 м и весит больше 10 тонн. Фигура мамонта, получившая неожиданное название «Время», выполнена из металлолома и символизирует связь прошлого и будущего. В общей сложности на создание объекта ушло более четырех лет. Магаданский мамонт, кстати, украсил обложку спецвыпуска журнала «Вестник государственной экспертизы», посвященного развитию Дальнего Востока.

Еще один интересный зверь – на этот раз волшебный конь – встречает посетителей парка города Выкса в Нижегородской области. Монумент «Единорог» появился здесь также в 2013 году — во время фестиваля «Арт-Овраг» стараниями художника Габора Соеке из Венгрии. Высота монумента, собранного из деревянных досок, — 6 м. Надо сказать, что единорог — неофициальный символ Выксы. Так получилось, потому что это благородное животное было изображено на гербе основателей города, русских оружейников, купцов и промышленников братьев Баташевых.

 

Здесь русский дух

В Подпорожском районе Ленинградской области стоит целый музей под открытым небом – нежилая деревня Верхние Мандроги. Она целиком состоит из вывезенных из Вологодской области и отреставрированных крестьянских изб XIX века.

И хотя все Верхние Мандроги в каком-то смысле можно назвать арт-площадкой, в 2016 году здесь появился отдельный арт-объект – русский валенок 378 размера, благодаря которому в 2019 году деревня попала в Книгу рекордов Российской Федерации. Автор произведения — петербургская художница Валерия Лошак.

Высота валенка — 3,2 м, длина ступни — 2,5 м, диаметр голенища – 3 м, а толщина шерстяного слоя – 5 см. Весит монумент больше 300 кг. Валяли этот валенок целый год с полным соблюдением всех древнерусских традиций.

Фото: yuga.ru,ural-n.ru, thebestofrussia.ru, kudarus.ru, konkurs.trip2rus.ru, выкса.рф, brainmade.ru, peterburg2.ru

Перейти к верхней панели