Об учреждении История учреждения Структура Руководство Контакты Реквизиты Учредительные документы Услуги Порядок оказания услуг Государственная экспертиза Негосударственная экспертиза Государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения Информационно-справочные материалы Новости Новости Новости отрасли Информация Основные показатели работы Свидетельство об аккредитации Эксперты Информация об услуге в электронной форме Часто задаваемые вопросы при получении услуг в электронной форме Документы Фотографии объектов
Новости отрасли

«Порт пяти морей» претендует на один из «Золотых Трезини»

   Обновленный комплекс Северного речного вокзала Москвы, открывшийся в сентябре после реконструкции, вошел в число финалистов Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини 2020». Итоги голосования Большого жюри будут объявлены на торжественной церемонии, которая пройдет 1 декабря в Санкт-Петербурге. В числе официальных партнеров конкурса – Главгосэкспертиза России.


В шорт-лист «Золотого Трезини» вошли проекты из 19 стран. Северный речной вокзал Москвы наряду с проектами реставрации железнодорожного вокзала Иваново и интерьера Церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское село» стал одним из трех соискателей главного приза «Золотого Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции».

Здание Северного (Химкинского) речного вокзала построено в Москве в 1933-1937 годы по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского. Это одно из самых узнаваемых столичных сооружений периода ранней советской архитектуры, с которым связано множество реальных и вымышленных историй. Один из самых известных московских мифов – о звезде на 27-метровом шпиле Северного вокзала, которая якобы некоторое время, а именно в 1935-1937 годы, украшала Спасскую башню Кремля. Но, по мнению специалистов, история
о перемещении кремлевской звезды на шпиль Северного вокзала не вполне достоверна, поскольку не находит документального подтверждения. Хотя звезды действительно очень похожи по оформлению контуров и в центре обеих изображены серп и молот. 

В 1987 году здание Северного речного вокзала было признано памятником архитектуры как образец стиля сталинского ампира. Из-за падения спроса на пассажирский речной транспорт в столичном регионе в 2009 году здание вокзала перешло в управление ФГУП «Канал имени Москвы», а в 2010-м — закрыто на реконструкцию, которая так и не состоялась в то время.

Только в 2015 году Северный вокзал был передан в собственность Москвы, после чего начались проектные изыскания по подготовке здания к реконструкции. Реставрацию начали в августе 2018 года и завершили в сентябре 2020-го. В работах принимали участие 400 архитекторов-реставраторов со всей России. На стройке в ходе реконструкции вокзала и реновации его территории было занято около 800 рабочих. Все этапы строительно-реставрационных работ проводились под контролем Департамента культурного наследия города Москвы.

Проект реставрации и приспособления объекта культурного наследия для современного использования был разработан по заказу Правительства Москвы. Концепция, которую предложили проектировщики, предусматривала возрождение исторической функции Северного вокзала как транспортного объекта, а также благоустройство набережной и создание общественного пространства для круглогодичного отдыха горожан и туристов. В ходе реставрации удалось сохранить большинство оригинальных архитектурных элементов фасада здания и деталей интерьера, а утраченные восстановили по историческим образцам.

Кроме того, по замыслу авторов проекта, здание может служить съемочной площадкой для исторических фильмов и проведения важных общегородских мероприятий. На территории вокзала также размещен Музей транспорта, который также должен привлечь внимание туристов и москвичей.

Набережная и все семнадцать причалов Северного речного вокзала также были капитально отремонтированы. А речная навигация в московской акватории, по решению московских властей, отныне будет открываться и закрываться на Северном речном вокзале. Проект благоустройства набережной и схему транспортного обслуживания разработал Институт городского транспорта «МосТрансПроект».

Генеральный подрядчик на проведение работ по реставрации и приспособлению для современного использования здания Северного речного вокзала – ООО «Артстройтехнология». Генеральный проектировщик – ООО «Инженерная геология исторических территорий». Генеральный подрядчик на производство противоаварийных работ – ООО «ГеоСфера». Таков полный состав команды по возрождению Северного речного вокзала, который претендует сегодня на титул лучшего в мире реализованного проекта реставрации по версии международных экспертов «Золотого Трезини 2020».

Напомним, оргкомитет Третьего международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» допустил к участию в конкурсе 742 проекта, которые были реализованы либо предложены к реализации в 59 странах мира. Из них по итогам голосования отборочной комиссии в финал прошли 60 проектов в 20 номинациях. Церемония награждения лауреатов состоится в Санкт-Петербурге 1 декабря. С работами всех финалистов можно ознакомиться на сайте конкурса.

Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС, goldtrezzini.ru, msknovosti.ru

 

Перейти к верхней панели