Об учреждении История учреждения Структура Руководство Контакты Реквизиты Учредительные документы Услуги Порядок оказания услуг Государственная экспертиза Негосударственная экспертиза Государственная экспертиза в форме экспертного сопровождения Информационно-справочные материалы Новости Новости Новости отрасли Информация Основные показатели работы Свидетельство об аккредитации Эксперты Информация об услуге в электронной форме Часто задаваемые вопросы при получении услуг в электронной форме Документы Фотографии объектов
Новости отрасли

Прерванный полет дома-самолета

Пресс-служба Главгосэкспертизы России много пишет о золотом периоде советской архитектуры – двадцатых-тридцатых годов ХХ века, на которые пришелся расцвет эпохи конструктивизма. Некоторым зданиям архитекторы-конструктивисты намеренно придавали очертания символов той прогрессивной эпохи — так появились дом-трактор, дом-паровоз и дом-корабль. Сегодня мы расскажем о доме-самолете, в котором разместили главный павильон Всесоюзной постоянной строительной выставки.


В конце 1920-х годов в молодом СССР было решено организовать строительство Всесоюзной строительной выставки. Ее целью было знакомство граждан страны Советов с размахом социалистического строительства, а также «обмен техническим опытом и техническая пропаганда по всем вопросам строительной техники, архитектуры, строительных материалов и оборудования». В январе 1930-го в московских Хамовниках для воплощения этого проекта выделили участок площадью 80 гектаров. Он занял квартал, огороженный Фрунзенской (недавно переименованной из Хамовнической) набережной, первой и второй Фрунзенскими улицами, названия которых претерпели ту же метаморфозу, и улицей Большие Кочки, которая в 1958-м станет частью Комсомольского проспекта.

Самым крупным и заметным зданием выставочного комплекса должен был стать главный павильон выставки. Считается, что его проектом занимались Леонид, Виктор и Александр Веснины, которые всегда работали вместе, имели собственную мастерскую и остались в истории российской и советской архитектуры как творческое объединение «Братья Веснины». Архитектором стал А.П. Корбут-Смирнов, а также сотрудник проектной мастерской братьев Весниных С.В.Лященко. Однако современные исследования показали, что действительный автор проекта – ректор Архитектурного института, ученик Романа Клейна, профессор Генрих Маврикиевич Людвиг. Он известен не только как выдающийся архитектор, инженер и теоретик русского авангарда 1920-х годов, но и как исследователь древних языков: удивительно разносторонняя личность.

Конструктивистское здание, решенное им в форме креста и с высоты птичьего полета напоминавшее самолет, тут же получило в народе соответствующее название. Его выпуклый фасад украсил монументальный барельеф будущего лауреата Сталинской премии, скульптора Исаака Менделевича с изображением восьми сталеваров. Барельеф отливали из бетона.

Строительство павильона было завершено в 1935 году, в нем разместили экспозицию, посвященную Генеральному плану реконструкции Москвы, а к двадцатилетию Октябрьской революции, в 1937-м, открылась еще и выставка «Индустрия социализма». За историю существования здания в нем несколько раз проводилась частичная перепланировка – так, в 1951 году появился парадный вход со стороны Фрунзенской набережной. В 1958 году Всесоюзная постоянная строительная выставка была объединена с Сельскохозяйственной и Промышленной выставками – вместе они стали называться Всесоюзной выставкой достижений народного хозяйства (ВДНХ). Экспонаты переехали на проспект Мира, а в здании главного павильона в Хамовниках обустроились НИИ и КБ Министерства среднего машиностроения.

Надо сказать, что в советское время это министерство занималось, в основном, выполнением военных заказов, поэтому территорию учреждений тут же засекретили, сделав «закрытым объектом». Тогда в здании прошла масштабная перепланировка интерьеров, а историческое внутреннее пространство было искажено. В 1992 году павильон вновь изменил свое предназначение: здесь поселился «Российский научно-информационный выставочный центр по архитектуре и строительству «Росстройэкспо».

В настоящее время «дом-самолет», который в 2012 году был признан объектом культурного наследия регионального значения, готовится к реставрации: Московская государственная экспертиза рассмотрела проектную документацию и результаты инженерных изысканий на работы по сохранению здания. По итогам проведения государственной экспертизы выдано положительное заключение.

 

Архитектурный «авиапарк» Москвы

Вообще, в Москве насчитывалось пять построенных в этот период домов, которые своими очертаниями напоминали самолет. У некоторых — сходство весьма условное: например, у дома-коммуны, возведенного по проекту Ивана Николаева во 2-й Донской проезде, дом 9, или у первого в СССР здания аэровокзала на Ходынском поле. Но вот корпуса Центрального НИИ туберкулеза на Лосином острове (Яузская аллея, 2, стр. 1А) – абсолютная копия самолета: явно видны хвост, крылья, фюзеляж и «кабина пилотов», в которой расположен главный вход в здание. В 2018 году произошло «крушение» пятого дома-самолета – здания бывшего общежития Наркомтяжпрома на Донской улице, 14, стр. 1. Здание снесли, чтобы построить на его месте ЖК «Медный 3.14». Впрочем, и его сходство с летательным аппаратом было приблизительным: этот яркий образец стиля «конструктивизм» был просто построен в виде буквы «Т».

Фото: 360tv.ru, mos.ru, archi.ru, zen.yandex.ru, twitter.com, rblogger.ru

Перейти к верхней панели